Для дошколят главное - играть!
Специалисты советуют родителям не реализовывать собственные несбывшиеся мечты в детях и не перегружать их дополнительными занятиями.


Кто из нас не мечтает, чтобы его ребенок был самым талантливым, умным и сильным? Более того, мы пользуемся любым моментом, чтобы похвастать «умелками» своего чада. Часто приходится слышать подобный диалог:

- Мой в два с лишним уже знает весь алфавит и считает до восьми! Конечно, он знает и остальные цифры, но пока не называет их по порядку, - не может скрыть гордости мамочка на детской площадке.

- Моему три с половиной, а он толком и не говорит, все «у» да «му»,- отвечает грустно вторая и старается уйти подальше.


Каждый родитель мечтает быть на месте первой мамы... Именно поэтому практически с самого рождения мы стараемся «запихнуть» своих малышей в различные школы и кружки для развития, забывая в первую очередь следовать простой истине - «не навреди».

Не перегнуть палку
Как же не переусердствовать в погоне за модой, пытаясь развить в ребенке все и сразу, расскажет кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального общего образования ГАУ ДПО «Амурский институт развития и образования» Наталья Чайка:

- Для того, чтобы определить целесообразность дополнительных занятий для ребенка, нужно в первую очередь определить стартовый (начальный) уровень развития ребенка. Если речь идет о творческих и развивающих кружках, то малыша следует показать психологу, а перед спортивной секцией нужна консультация как минимум педиатра, - объясняет Наталья Викторовна.
Кроме этого специалист подчеркивает, что в первую очередь родителям нужно определить для себя, чего они-то хотят от ребенка и нужно ли это самому ребенку? На что они будут делать уклон - развивать интеллектуальные или физические способности? Конечно, логичнее развивать малыша всесторонне, но в то же время нельзя забывать, что это колоссальная нагрузка на организм. И ведь тот факт, что ребенок «тянет», говорит лишь о том, что он, скорее всего, работает на износ. У каждого человека есть определенный резерв, компенсаторные возможности, которыми он обладает, но, рано или поздно, они заканчиваются. И последствия у таких занятий могут быть прямо обратные: вместо умника и победителя всевозможных олимпиад он может, потеряв к шести годам интерес к обучению, стать первым неуспевающим в школе.
- Форсирование развития ребенка, желание загрузить дополнительными занятиями в раннем возрасте чреваты тем, что дети могут к школе устать от информации и занятий. К тому времени, когда по физиологическому развитию придет время сесть за парту, ему это будет неинтересно, - продолжает Наталья Чайка. - Если все-таки родители видят необходимость и замечают выдающиеся способности у малыша, то, конечно, никто не запрещает записать его в различные творческие студии раннего развития, а также спортивные секции. Главное в этом вопросе - не перегнуть палку.
Первые шаги…
После общения с психологом нелишним будет встретиться на ознакомительном занятии с педагогом дополнительной секции или кружка. Грамотный специалист, пообщавшись с ребенком, также может направить родителей в нужном для их сына или дочки направлении.

- Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - это игра. Задача взрослых - организация той среды, где малыш сможет развиваться, играя. Немаловажно и то, что обучение лучше проходит со сверстниками. Во-первых, они на одной волне и им проще понимать друг друга, а во-вторых, так он будет развивать коммуникативные навыки, - говорит Наталья Викторовна.

И конечно, не забываем о возможности права выбора занятий. Проще всего это объяснить на примере бизиборда. На современной игрушке куча приспособлений, направленных на развитие мелкой моторики и познавание мира ребенком, а также есть моменты, когда малыш может отработать бытовые навыки, например завязывать шнурки. И когда ребенок подходит к бизиборду, то он сам выбирает, что будет делать: перебирать счеты или закрывать замок, а может быть - выключать свет. Какое бы занятие ни привлекло его, в любом случае он будет развиваться, а поскольку он сам определил себе занятие, ему вдвойне интереснее будет познавать новое.

Дать дозреть!
- Еще родителям полезно знать, что физиологически организм ребенка еще не зрел. В среднем до пяти лет у детей идут процессы «дозревания». То есть до этого возраста продолжает формироваться система ответов на внешние раздражители, дозревают слуховые и тактильные анализаторы. Естественно, у кого-то это происходит быстрее, у кого-то - медленнее. Много случаев, когда в три года ребенок середнячок, а к пяти - перегоняет своих сверстников в каких-то умениях и способностях, - наставляет родителей кандидат медицинских наук Наталья Чайка. - Но тут еще важно (!): если родители видят системное отставание своего ребенка от сверстников, конечно, сидеть и ждать не стоит. Всегда лучше перестраховаться и показать его специалистам.
И в сотый раз Наталья Викторовна напоминает мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что не надо выбирать для ребенка занятия, в которых вы когда-то не смогли реализоваться. И не надо ходить на секцию по футболу и изучать иностранные языки с трехлетним ребенком только потому, что все на работе так делают. Гнаться за модой в этом случае глупо, так можно лишь сорвать все механизмы познавания мира ребенком. Главная же задача родителей в дошкольном возрасте - сделать счастливым детство своего карапуза.

Читайте также: