Гаджеты для первоклашек
Что стоит помнить родителям, когда в руки ребенка попадает цифровая техника
Прогресс, шагнувший далеко вперед, отразился в том числе и на школьном обучении. Нет смысла отрицать вошедшие в нашу жизнь мобильные устройства и интернет. Другое дело, что все должно быть в меру. Пожалуй, эта фраза актуальна для всех времен и народов, и первоклашки здесь не исключение.

Мы решили выяснить у специалистов, не мешают ли на самом деле все эти передовые технологии детям и как родителям правильно контролировать общение с техникой.

Не отвлекаться!
Если еще пару лет назад на родительском собрании мне довелось слышать, что учителя хватаются за голову, оттого что дети поголовно стали «сидеть в телефонах» даже на уроках, то теперь эту проблему все же взяли под контроль.

- У школьников на уроках телефонов сейчас нет, - рассказывает заместитель директора по воспитательной работе МАОУ школа № 16 г. Благовещенска Наталья Сергеевна Конфедератова. - На сегодняшний день создано положение об использовании сотовых телефонов, согласно которому на время учебного процесса вся техника должна быть убрана и звук в ней отключен. Родители об этом знают и поддерживают такое решение школы. В некоторых классах сделали еще удобнее - придумали перед уроками сдавать мобильные устройства учителю.

А вот использование электронных учебников допустимо. Особенно для обучающихся старших классов. Для первоклассников используется только бумажный вариант, однако на уроках регулярно используются мультимедийные доски, которые выступают как вспомогательный элемент в обучении. Учителя используют компьютерные образовательные игры для детей. Все это строго регулируется нормами СанПИН - передовые технологии не должны нести вред здоровью детей.

Стали более продвинутыми
- Нынешнее время можно охарактеризовать большей доступностью информации, - констатирует Наталья Сергеевна. - Если еще 10 лет назад необходимо было потратить невероятную массу усилий на поиски тех или иных знаний, то сейчас поиск облегчен в несколько раз! Дети, соответственно, тоже стали гораздо мобильнее. Следовательно, это повлияло на образовательные программы - они более насыщенные. Мозговая деятельность современных детей позволяет осуществлять большую нагрузку, и ребята хорошо с ней справляются. Но есть и минус: иногда дети в более старшем возрасте ищут в интернете готовые решения по заданиям, которые были даны, и необдуманно переписывают все, что нашли. Возникает категория ребят, которые перестают думать. Когда дело доходит до ЕГЭ, где списать не получится, наверстывать упущенное становится уже поздно.

Заменять гаджетами образование - нельзя!
Если в стенах школы все более-менее контролируется, то дома ситуация порой оборачивается совсем по-другому. И от родителей здесь зависит все.

- Современная школа требует от учеников умения пользоваться гаджетами, поэтому вопрос, нужны ли они, даже обсуждать не стоит, это необходимость жизни, - объясняет психолог Светлана Степанова. - Другой вопрос, что заменять все образование работой с гаджетами нельзя. Существуют определенные закономерности психического развития человека, определенные психические функции и процессы, которые способны развиваться только в непосредственном диалоговом общении.

В целом современные гаджеты не мешают, а помогают, если их использовать в меру и с умом. Они хорошо дополняют учебный процесс, ведь многие вещи проще иногда показать, нежели объяснять на пальцах. И это позитивно скажется на мышлении и развитии ребенка.

Отдельно стоит сказать о гугл-эффекте, который неоднократно обсуждался в обществе. Действительно, явление имеет место. Оно заключается в том, что люди перестают запоминать информацию, так как уверены, что всегда смогут найти ее в интернете.

Помните: чем больше ребенок в возрасте примерно трех лет наблюдает и усваивает информации из окружающей среды, а не из интернета, тем меньше сложностей у него будет с освоением школьной программы.

Отучение - сплошное мучение!
- Ребенка сложно возвращать в те границы, которые ранее разрешил родитель, - рассказывает Светлана Степанова. - Легче ограничения вводить в момент, когда гаджет только попадает в руки ребенка, чем запрещать потом, когда чадо уже втянулось. Важно не только сразу ввести правила, но, что самое главное, самому родителю их соблюдать. Если ребенку разрешить однажды нарушить установленные нормы, потом придется воевать за то, чтобы вернуть сына или дочь в ранее оговоренные границы.
Ограничения можно вводить через договор: «Ты сейчас играешь 20 минут, потом занимаешься час». Если договор не выполняется, вводятся санкции, которые уместны и приемлемы в семье и значимы для ребенка. Но такой способ опять же работает, только когда родитель стопроцентно держит свое слово и спокойно переживает последующие истерики ребенка, если они возникают.

Важно!
Сейчас в помощь к освоению некоторых школьных предметов можно устанавливать специальные компьютерные программы. Они позволяют детям закрепить свои знания и узнать что-то новое.
Есть предположение, что с каждым годом в школьную жизнь все больше будут вклиниваться аудиоформаты. К примеру, в 9 классе при сдаче экзамена по русскому языку для написания изложения текст уже читает не учитель, записанный голос.