«Телефон отдай!»: как мы сами развиваем в детях зависимость от гаджетов
Но решение проблемы есть. Родителям нужно побороть собственную лень. Своим опытом на эту тему делится наш корреспондент.
Захожу с пятилетней дочкой в поликлинику. Абсолютное большинство малышни в ожидании своей очереди к педиатру сидят в телефонах. Кто-то играет, кто-то смотрит мультики. Часть родителей рассматривают потолки и друг друга, другие так же, как и их дети, с головой в гаджетах. Мы с дочерью, как белые вороны, достаем из рюкзака толстенную папку. Там карандаши, восковые мелки для рисования, листки бумаги, тетрадь и книжечка с интересными заданиями для дошкольников. Садимся, начинаем рисовать. Ребенок сидит так же спокойно, как и остальные дети, только с одной лишь разницей: когда у тех детей родители пытаются забрать телефон, начинается истерика. Одного мальчика мама, не сдерживая гнева, уводит вглубь коридора, чтобы как следует «всыпать», а потом вернуться обратно. Тот бросается в крик: «Телефон отдай!». Дочь через несколько минут шепчет мне на ухо: «Мама, посмотри, все дети в телефонах». В ответ молча качаю головой.
Больше объясняйте
Я отучилась пять лет в БГПУ на факультете педагогики и методики начального образования и с огромной благодарностью отношусь ко времени, проведенному в стенах университета и на многочисленных практиках.
Про компьютерную зависимость мы тоже говорили не раз, я даже прочитала книгу о последствиях чрезмерной любви к монитору. Наверное, поэтому твердо уяснила: своего ребенка от этой «заразы» буду держать подальше. Впрочем, это касается не только компьютера, но и телевизора, и телефона. Однако свою твердую жизненную позицию я предпочла дочке обосновать, когда та была еще маленькой, и сейчас только периодически закрепляю результат.
Поболтать с дочкой за жизнь мы очень любим, и, пользуясь такими моментами, я спокойно объясняла, что компьютеры вызывают зависимость, рассказывала, что дети, которые много времени проводят за играми и мультиками, потом не могут от них оторваться и постепенно появляется неконтролируемая тяга. Объясняла, что такое зависимость, что некоторые даже не спят по ночам, прогуливают школу, плохо учатся и т. д. Главное было в этой беседе - не превращать диалог в монолог, у ребенка ведь внимание переключается очень быстро, поэтому разговор в 3 - 5 минут вполне продуктивен. А почему нет? Ведь это гораздо проще, нежели сначала дать телефон, а потом без разговоров отобрать и сказать «хватит». У ребенка в таком случае возникает логичное недоумение: «Почему хватит?», «А с какой стати вот тот мальчик постоянно в телефоне, а мне нельзя?». Просто поставьте себя на место своего еще неразумного чада. Это вы имеете богатый жизненный опыт и понимаете что к чему. Ребенку откуда это знать? Он увидел яркие картинки и не может оторваться - так он, грубо говоря, устроен по своей природе. Поэтому не надо жалеть времени на душевные разговоры, не ленитесь доходчиво объяснить то, что знаете вы. Ор и спрятанный на шкаф телефон для детей вообще не аргумент.
Отмотайте время назад
Регулярно слышу от родителей: «Я не могу оторвать ребенка от компьютера», «Я уже не знаю, куда прятать телефон» - и все в таком духе. В этом случае я предлагаю ответить себе крайне честно на один вопрос: кто изначально дал ребенку в руки телефон? Сам себе в 2 - 3 года он его явно не мог купить, а значит, устройство оказалось у чада по воле родителей. Признайтесь, вы не могли не видеть, что малыш взял в руки гаджет и уж тем более что накачал себе самостоятельно туда детских игр. А значит, цепочка была такой: вы сами приучили ребенка к телефону, он в силу своих природных особенностей к этому очень быстро привык, далее он логично требует «продолжения банкета», а вы не знаете, как с этим бороться или не хотите - мол, молчит в эти моменты, ну и ладно, я хоть отдохну.

Недавно нам с семьей предлагали съездить летом отдохнуть за 300 километров от города. Знакомый, который не первый год борется с зависимостью собственного сына от компьютерных игр, сразу предложил, чтобы в пути ребенок не скучал и не мучился в дороге несколько часов, накачать побольше мультиков. То есть реальность такова, что родители зачастую даже не видят других вариантов отвлечь своих детей, кроме как сунуть им в руки телефон или включить на компьютере мультики. А ведь способов масса, и если у вас появился маленький член семьи, то придется либо трудиться над его воспитанием в детстве, либо потом плакать. Я предпочла первый путь, и меня он абсолютно устраивает, потому что плоды его радуют уже сейчас. Дома спокойно, нет истерик, телефон мы судорожно не прячем в глубине шкафов, потому что целенаправленно не закачивали туда никаких игрушек, а стало быть, и искать там нечего. Мультики смотрим обязательно, но в меру - минут по 30 в день, а компьютер дочке не интересен вовсе.

Что делать?
При современном разнообразии всяких развивающих штуковин в детских магазинах этот вопрос вас особо не потревожит. Нелишне будет зайти хотя бы в интернет и узнать, какие навыки у ребенка должны быть сформированы к походу в первый класс, и постепенно ненавязчиво достигать поставленных целей.
У нас с рождения дома много книг. Развить любовь к чтению - очень хорошее дело. Читайте вместе с детьми, обсуждайте прочитанное, пусть маленький слушатель высказывает свое мнение. Держа в руках сказку, мы с дочкой даже математикой умудряемся заниматься. Кто мешает пересчитать всех бабочек на развороте страниц и потом определить, слева или справа их больше. Вопросов можно придумать массу.
Коллекцию книг дополняют детские журналы. Их можно купить в газетных киосках. Кстати, туда хорошо отправиться вместе с малышом. Пусть сам выберет, какой журнал ему больше понравился. В современных изданиях и почитать есть что, и интересные задания дают работу мозгу.
Пару раз в год в детском магазине мы покупаем рабочие тетради по развитию речи и по математике. На тетрадях прописан возраст, его обязательно нужно учитывать, чтобы задания не оказались слишком трудными и ребенок не чувствовал, что он «притормаживает» в развитии, потому что вы постоянно психуете, когда он ошибается. Кстати, я стараюсь не помогать, когда дочь сама что-то пытается сделать. Дело в том, что вы и так уже умеете делать все то, что есть в тетрадях, а если начнете искать решение за ребенка, он так ничему и не научится, а вы его тем временем хорошенечко расслабите, давая понять, что всегда будете рядом.

Много места в нашем шкафу занимают игры и пазлы, ведущая деятельность у детей до 7 лет - это игра. Так, с помощью лото дочь научилась быстро проговаривать двухзначные числа и, включая внимание, искать их у себя в карточке. Пазлы отлично успокаивают перед сном.

Пластилин и цветная бумага хорошо развивают творческое мышление и мелкую моторику. Пусть сначала все получается как из-под топора - ничего страшного, малыш только учится, обязательно хвалите, а если просит - помогайте. Вы не представляете, как сблизитесь, когда начнете заниматься творчеством вместе. А еще недавно мы завели морских свинок, они дарят невероятные эмоции после рабочего дня и детского сада, да к тому же учат ответственности за того, кого приручили. И, что очень важно, зверьки не шумят по ночам, от них нет неприятного запаха.

Согласитесь, если каждый вечер хотя бы немного времени уделять чему-то одному, разнообразия хватит на целую неделю, даже не нужно будет придумывать, чем занять ребенка. Нужно лишь побороть собственную лень, иначе зачем было так долго ждать появления на свет малыша, если потом искать себе личного отдыха, все ближе подвигая ребенка к экрану? Необходимо понять: вы родители и вся ответственность на вас, иначе, поддавшись лени, ощутите рано или поздно на себе ту самую фразу, увиденную мной как-то в одном из журналов: «Чтоб в старости не мерзнуть от мороза, нельзя дышать прохладой на детей…»


Читайте также: